Інтерв'ю Міністра освіти і науки України журналу «Фокус» № 32 від 08.08.2014
Министерство образования по-прежнему окружает высокий металлический забор, доставшийся в наследство от Дмитрия Табачника. Но в коридорах МОН всё меньше напоминаний о бывшем министре. Крыло, где находится его приёмная, раньше отделяла прозрачная стена, попасть за которую можно было только по пропуску. Убрать преграду было одним из первых распоряжений Сергея Квита. По его мнению, открытость — главное условие успешной борьбы с коррупцией.
О новом законе
- Президент наконец подписал закон о высшем образовании. Чувствовали ли сопротивление по мере прохождения документа по чиновничьим кабинетам?
- Очень сильное. Работать над законом начали три года назад. Было блокирование при предыдущей власти, когда МОН возглавлял Дмитрий Табачник. Сейчас есть финансовые сложности, поэтому президенту было непросто принять решение. Но, несмотря на войну и проблемы с наполнением бюджета, Пётр Порошенко всё же подписал закон.
- Какие нововведения вы считаете самыми важными?
- Безусловно, университетскую автономию. Академическая, финансовая, организационная автономия оживит вузы. Они смогут управлять своей работой. Открывать депозитные счета, класть на них заработанные деньги, распоряжаться ими. Сейчас они хранятся в Госказначействе. Университеты смогут самостоятельно признавать западный диплом преподавателя, которого берут на работу. Автономия создаст конкурентную среду. Это поможет нашим вузам попасть в лидеры глобальных рейтингов, чего сейчас нет. Ещё одно достижение: уменьшится нагрузка на преподавателей с 900 до 600 часов в год. Они смогут больше заниматься научной работой.
- Что в законе вызывало самые бурные дискуссии?
- Большинство дискуссий касалось финансовых вопросов. Предполагается, что студенты будут получать стипендию не меньше прожиточного минимума. Сегодня мы не можем внедрить такую норму. Поэтому она будет отсрочена на некоторое время.
- В Украине более 800 высших учебных заведений. Будет ли сокращено их число?
- Новый закон создаст ситуацию, когда вузов станет меньше, но они будут более качественными. Ведь автономия предусматривает не только права, но и обязанности. Вузы будут отвечать за качество услуг и покажут умение хозяйствовать. Государство станет заказывать подготовку специалистов и научные исследования в тех университетах, которые смогут дать качественных специалистов, результаты научной деятельности. Таким образом, вузы, которые не отвечают стандартам качества, будут закрываться — естественный отбор. Важно также уравнять в правах государственные и частные вузы.
- Сейчас разгорается скандал, связанный с вашим указом о назначении и. о. ректора Черкасского национального университета Александра Черевко, бывшего главу облгосадминистрации. Коллектив бунтует. Как можете прокомментировать эту ситуацию? Как будут избираться ректоры по новому закону?
- Вы, мягко говоря, преувеличиваете.Я назначил Александра Черевко и. о. ректора до проведения выборов. Предыдущий ректор этого вуза Анатолий Кузьминский имел тесные связи с режимом Януковича. Нового кандидата, которого поддерживал бы весь коллектив, не было. Поэтому важно было найти кандидатуру со стороны. Александр Черевко — доктор экономических наук, он работал в банковской сфере, был губернатором, преподаёт в университете.
До проведения выборов он сможет выполнять эту работу. Всё будет зависеть от решения коллектива. По новому закону выборы ректора прямые, в них смогут принимать участие коллектив и студенты. Ректор будет избираться на пять лет (семь лет в национальных университетах) не более чем на два срока. Министр образования должен только зафиксировать этот выбор. Кстати, насколько мне известно, сам Александр Черевко пока не уверен, что хочет баллотироваться на эту должность.
- Что будет с Высшей аттестационной комиссией?
- ВАК ликвидируется. Защитой диссертаций и присвоением научных степеней будут заниматься научные советы университетов. Национальное агентство по качеству образования аккредитует постоянно действующие и одноразовые спецсоветы по защите диссертаций.
О вступительной кампании и начале учебного года
- Какие специальности в этом году пользуются спросом у абитуриентов?
- Традиционно у нас высокие рейтинги у юридических и экономических специальностей. Стремительно растёт спрос на IT. Сейчас ситуация выравнивается: становятся более востребованными гуманитарные специальности.
- Как проходит кампания на востоке страны?
- Это может показаться странным, но она проходит интенсивно даже в тех регионах, которые сегодня захвачены террористами. Абитуриенты могут подавать документы в электронном виде по интернету. Нельзя сказать, что там большой наплыв абитуриентов. Но достаточное количество заявлений для проведения вступительной кампании уже есть.
- Начнётся ли 1 сентября учебный год в школах Донецкой и Луганской областей?
- На сегодняшний день могу сказать, что да. Добавлю: педагоги средних школ и университетские преподаватели, которые были замечены в контактах с террористами, а это видно, прежде всего, по их публичной деятельности, выступлениях в СМИ, будут уволены.Что касается вузов, новый семестр в Донбассе начнётся 1 октября, потому что мы продлили срок приёма документов до 15 сентября.
- Много ли школ было разрушено на востоке?
- У меня нет информации о том, что какие-то школы полностью разрушены, но есть частичные разрушения.
- Будет ли выделено больше часов на преподавание русского языка в восточных областях?
- Чтобы закрыть то непропорционально небольшое количество украинских школ, которые там есть? Нет, прежде всего мы будем думать о качестве образования.
О коррупции и люстрации
- В марте появилась информация об уголовном деле по факту злоупотребления чиновниками Минобразования. В июне вы прогнозировали, что Дмитрий Табачник будет отдан под суд. На каком этапе расследование этих дел?
- Централизованные коррупционные схемы, которые внедрил Табачник, не работают. Но наши усилия сами по себе не ликвидируют коррупцию в образовании. К сожалению, находятся люди, которые за свои услуги берут взятки. Успех борьбы с коррупцией непосредственно связан с успехом наших реформ. Например, качественный университет будет оценивать репутацию как главный капитал и не допустит коррупцию в своих стенах.
Непросто доказать причастность чиновников к тем схемам, в которых крутилась наличка. Но есть документально зафиксированные эпизоды злоупотреблений и откровенной клептомании. Мы в постоянном контакте с СБУ и Генпрокураторой, содействуем расследованию.
- Насколько сменился руководящий состав Министерства за полгода?
- Из заместителей министра, которые работали при Табачнике, остался только один. Среднее звено изменилось меньше, но я не думаю, что нужно менять абсолютно всех людей. Большинство сотрудников Министерства — честные профессионалы.
- Что сделано для того, чтобы пресечь коррупционные схемы, существовавшие при отборе и издании школьных учебников?
- Первое, что мы сделали, — обратились к общественности, к издателям с просьбой сформировать новые правила, по которым будут проводиться конкурсы. Это работа с авторами, рукописями, издательствами и типографиями. Но некоторые учебники из уже отобранных необходимо напечатать сейчас. В этих заказах мы кое-что изменили: заставили издательства уменьшить смету и внесли кое-какие поправки в тексты. Для повторных конкурсов уже не было времени. Школьники должны получить новые учебники 1 сентября. Главное условие отсутствия коррупции — открытость. Всю информацию о госзаказах мы вывесили на сайт.
О себе
- Как чувствует себя бывший ректор самого фрондирующего вуза страны в кресле руководителя одного из самых консервативных министерств?
- Нормально. Я постоянно напоминаю, что никакой, самый хороший закон не даст университетам всех прав. Для того чтобы он фактически заработал, академическая общественность и студенты должны сами добиться реальной автономии.
- Что может заставить вас подать в отставку?
- Понимание того, что мы не можем гарантировать качественных изменений в образовании и науке.
- Где училась ваша дочь?
- Она окончила бакалаврскую программу в Киево-Могилянской академии, магистерский диплом получала в Университете Касселя (Германия). Там родились братья Гримм. Сейчас вернулась и работает в Украине.
Спрашивала Ирина Гамалий
За інформацією прес-служби МОН